Диалоги о природе сознания.Далай-лама и российские ученые. / Черниговская, Анохин и др. ; сессии (1—4)
Татьяна Черниговская считает встречу с Далай-ламой и другими буддийскими учеными в Дели «одним из самых сильных впечатлений в жизни» и говорит, что почувствовала себя «ученицей».
«Они (буддисты) так давно занимаются изучением сознания и других вопросов, которые у нас сейчас только появились. Мы должны обращаться за помощью туда. У нас наука, по крайней мере та ее часть, о которой мы говорим, находится в тупике: одно не сходится с другим…
Как тонко подметил академик Лекторский, мозг находится в мире, но мир находится в мозгу — советую об этом не думать на ночь», — сказала Черниговская.
По ее словам, тупиковым видится путь бесконечных измерений в современной науке: атомы, кванты, фотоны — что дальше мерить и зачем? Те же вопросы касаются изучения времени и других важнейших понятий.
«Что есть объективное время? Или вообще: что значит объективное?» — отметила Черниговская.
Современная наука, добавила она, построена от третьего лица и на статистике. «Эти правила игры, мне кажется, к мозгу неприменимы. Мозгу для принятия решения, например, достаточно единичной встречи», — сказала Черниговская.
По ее словам, бессмысленно продолжать каждую минуту бесконечно накапливать экспериментальные данные, нужна новая теория.
Другие участники конференции — психологи, философы, буддологи — отмечали, что современным ученым для исследования мозга, сознания и буддийского подхода к этим областям необходимо изучать и буддийские практики медитации, изменения сознания. Можно предполагать, что законы физики также эволюционируют, а то, что сегодня в науке принято называть «бессознательным», — просто иные формы сознания.
Татьяна Черниговская отметила дисбаланс в знакомстве современных ученых с буддизмом по сравнению с познаниями буддистов в точных науках.
В серьезных буддийских монастырях сегодня ведется преподавание современного научного знания на серьезном уровне.
«И что-то я не вижу, чтобы внутри наших наук — имею в виду не философию в курсе истории философии мира, а, условно говоря, в естественных или точных науках — чтобы кто-нибудь делал шаги в эту сторону. Этих шагов нет. Поэтому дисбаланс огромный», — заявила Черниговская.
По ее словам, «не только этих шагов нет, но даже западная философия воспринимается вроде как физкультура или гражданская оборона — то есть такая необходимость для сдачи зачета».
«Неосознание научным сообществом первостепенной роли философии в современном состоянии науки — просто поражает», — подчеркнула она.